Скачать эссе в формате Word

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»

Абрамович И.В.,

Лабинский район

 

Хрустальный перезвон серебряных колокольчиков на лацканах пиджаков юношей и белых фартуках моих одноклассниц сливается с прощальными трелями последнего звонка. Душистые облака сирени, пьянящий аромат пионов - запах весны и счастья, тревожное и радостное предчувствие приближающейся новой взрослой жизни. Куда пойти учиться? Казалось, все уже решено. Конечно же, медицинский! Как мама, помогать людям, исцелять их от болезней. Быть врачом…

А как же мир природы, любимый мною с раннего детства, с тех самых времен, когда мы с отцом, лесничим по профессии, отправлялись в выходные дни «на лесной обход», встречали рассвет где-нибудь на опушке, вслушиваясь в многоголосый птичий хор, исполнявший гимн новому дню?

Отец знал название каждого дерева, каждого цветка, по следам мог определить, какие животные приходили к водопою. Он мечтал, чтобы я пошла в лесотехнический… Сомневаюсь, взвешиваю все «за» и «против».

А ведь совсем недавно, в девятом классе, я не представляла себя ни в какой другой роли, кроме роли учителя. Мне невероятно импонировала строгая сдержанность нашего школьного директора, биолога по профессии. Мечтала быть такой же компетентной, интеллигентной, как она.

Словом, сделать правильный выбор было для меня весьма проблематично. Хотелось всего и сразу.

Желания, вопросы, переживания, надежды…

И вдруг как вспышка - озарение: биология! Именно эта наука объединяет в себе все, что мне по душе. Любовь к удивительному, неповторимому миру живой природы и стремление помогать людям слились в магическом сочетании: учитель-биолог. Вот оно то, к чему неосознанно, на каком-то генетическом уровне, стремилась моя душа. И сразу же на задний план отступили неуверенность и сомнения.

Я благодарна судьбе за то, что она подсказала мне выбор, направила меня на это путь. Русский поэт М. Волошин сказал: « Жизнь - бесконечное познанье. Бери свой посох и иди!» И вот уже 10 лет иду я трудной, но прекрасной дорогой бесконечных исканий, преодолений и надежд. В памяти мелькают годы и воспоминания, согревающие душу улыбки учеников, первые звонки, бантики, букеты, а самое главное, искренние глаза моих детей!

Какими воодушевляющими были для меня в студенческие годы слова великого Н. А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте…». Сколько надежд всколыхнулось в душе, когда переступила порог школы в качестве учителя.… Работала самозабвенно и была счастлива. Но эйфория быстро прошла. На второй год работы появилась некая неудовлетворенность собою и тем, что я делаю. Поняла, что нужны новые подходы в обучении, что «посохом» в благородном, но таком непростом труде учителя, может быть для меня самообразование.

Перечитала кучу книг, использовала инновационные методики и технологии, в результате пришла к выводу: не третьим, и не вторым, а первым и самым главным принципом в обучении и воспитании должна стать заповедь из клятвы Гиппократа «Не навреди!». Не навреди случайно брошенным бестактным словом либо недоброжелательным взглядом, не навреди добротой, хотя, возможно, доброты никогда не бывает слишком много, не навреди и своей строгостью – не сломай ребенка, не навреди равнодушием, молчанием либо нравоучениями, официальностью либо фамильярностью. Всего должно быть в меру.

Мне стало ясно, насколько важно понимать каждого ребенка, уважать его мнение, знать об ученике все: как он живет, в какой воспитывается семье, чем увлекается. Важно вовремя подставить плечо, протянуть руку помощи, поддержать устремление его души к хорошему и высокому.

В полной мере апробировала методику обучения в сотрудничестве. Я училась заново всему тому, что уже знала. Но теперь это был совсем другой уровень. И на этот раз училась вместе с моими детьми, училась у них и для них. «Мы не должны превозноситься над детьми… И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше своим соприкосновением с ними» (Ф. М. Достоевский). Именно они, наши ученики, наши дети, заставляют нас быть, а не казаться, не позволяют душе лениться, учат слушать сердцем.

И вот первые маленькие победы.

За маской пренебрежения и отрицания троечника Саши разглядела его способности к творчеству, у любителя поговорить и нарушителя дисциплины Игната - талант рассказчика и переговорщика. А Юля не любит публичных выступлений, ответ у доски для неё просто мука. Зато она - внимательный слушатель, подмечающий малейшие неточности. А ведь умение слушать и слышать - тоже искусство!

Любые способности должны быть востребованы в школе, и ни один ребенок не оставлен без внимания. «Каждый из вас необходим этому миру, у каждого своё предназначение и свои таланты. «Не могу» и «не получится» существует только в вашем сознании», - убеждаю детей и рассказываю им известную притчу о трещине в кувшине. Эта притча помогла когда-то и мне самой увидеть в странностях и даже недостатках человека его уникальность, его особые «изюминки».

И как награда за все мои поиски и сомнения звучат слова шестиклассника: «Спасибо за урок! А завтра биология будет?» Терпеливо объясняю, что биология у нас по расписанию всего два раза в неделю. В глазах недоумение: «А почему? Давайте завтра позанимаемся вместо математики!» Приглашаю на занятия биологического кружка. Придут ли? Приходят сразу четверо. Потом появляется такое количество желающих, о котором даже не мечтала. Внутреннее ликование: наконец-то! Вот оно признание! Несколько дней летаю, как на крыльях. И все удается. А уроки длятся не 40 минут, а 40 мгновений, сотканных из радости, всеобщего успеха, апофеоза любимому мною и детьми предмету биология и всему живому на земле.

А потом снова как в детской игре: по полянкам, по цветочкам, по камешкам, по кочкам, и вдруг: в яму - бух! Жизнь преподносит очередной сюрприз! Безучастное, отрешенное молчание в 9 классе. Сегодня между мною и ними - невидимая стена. Потухшие, ушедшие в себя взгляды. В себя или в гаджеты? В такие минуты хочется вспыхнуть, возмутиться, прочитать мораль. Сдерживаюсь и мысленно перефразирую любимого классика: ведь биология «им больше не нужна», да и биолог «тоже здесь не нужен». Обиженно озвучиваю классу свой «опус». Сочувственные улыбки. Кто-то пытается отрицать свою «вину». А я понимаю, что если понизился «градус» интереса на уроке, значит, где-то допустила ошибку. Самое страшное в школе - расслабиться, начать упиваться своими достижениями, уверовать в то, что ты уже все умеешь и знаешь, ты - мастер. И тогда отрицательный результат не заставит себя ждать. Ведь школа - то место, где профессионализм нужно доказывать ежедневно и ежечасно, где «… душа обязана трудиться и день, и ночь…» Иначе нельзя. Иначе учитель станет урокодателем и домашнее задание задавателем.

Размышляю о новых образовательных стандартах… Являясь адекватным ответом на вызовы сегодняшнего дня, ФГОС очень органичны для моего предмета. Думаю, что проектная и исследовательская деятельность - это два кита, на которые должен опираться учитель биологии, чтобы научить ребенка интегрированно смотреть на мир и находить свое место в нем. Смена знаниевого подхода на деятельностный меня вдохновляет. Убеждена, что отсроченными результатами ФГОС станут хорошо «поставленное» мышление и высокая духовность личности. Для этого я и работаю. В этом моё предназначение.

На память снова и снова приходят слова С. Соловейчика. Они – мой жизненный ориентир, моя педагогическая вера: «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в том же звании. Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».