Принципы отношений родителей с детьми
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
- Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
СДАЮЩИХ ОГЭ И ЕГЭ
1) Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2) Подбадривайте детей, эмоционально и морально поддерживайте, повышайте их уверенность в себе.
3) Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Главное снизить напряжение и тревожность и обеспечить подходящие условия для занятий.
4) Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
5) Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, помочь с уборкой, потанцевать…
6) Обратите внимание на питание ребенка: во время умственного напряжения ему необходима качественная и разнообразная пища, комплекс витаминов.
7) Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
8) Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обязательно дайте ребенку часы на экзамен.
9) Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подберите различные варианты тестовых заданий по предмету, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
10) Не критикуете ребёнка после экзамена.
КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
(практические рекомендации для родителей)
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки,- на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
• Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
• Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
ПРАКТИКА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА И АКТИВИЗАЦИИ СИЛ
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Кроме физкультминуток используем релаксационные приемы. На уроке можно включить легкую музыку, звуки природы, птичьи голоса и выполнить следующие релаксы:
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
Упражнение «Лимон»
• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Упражнение «Задуй свечу»
• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».
Упражнение «Кулак»
- С силой сожмите обе руки в кулак.
- Подержите 30 секунд и медленно отпустите.
- Повторите 3 раза.
Упражнение «Носок-пятка»
- Поставьте ноги на пол.
- Потяните носок на себя, пятки остаются на полу.
- Теперь, наоборот, носки остаются на полу , а пятки потянуть вверх.
- Повторить три раза.
АКТИВИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ ТОЧЕК
- Сядьте на стул.
- Следите за отсутствием внешних раздражителей (разговоры родных, телефонные звонки и т.п).
- На время отвлекитесь от всего.
- Кончик указательного пальца положите на необходимую точку тела (точку акупрессуры).
- Легко надавите на кожу и одновременно начинайте производить круговые движения пальцем, следя при этом, чтобы он не сходил с данной точки тела.
- Продолжительность массажа — от тридцати секунд до пяти минут.
Упражнение «Точки»
- Сядьте удобно на стул, положите руки на колени, прижимая большие пальцы к указательным. Зафиксируйте четко место, где заканчивается складка кожи между большим и указательным пальцами. В этом месте расположена точка «хэ-гу», массирование которой тонизирует, улучшает самочувствие. Массаж осуществляйте в течение нескольких минут круговыми движениями указательного пальца. Упражнение выполняется на обеих руках. При выполнении массажа палец как бы ввинчивается в точку, что вызывает в ней ощущение теплоты и жжения.
- Известно, что на наших пальцах находятся проекции зон головного мозга. Поэтому сильное надавливание по 3–4 секунды на каждую поверхность всех 10 пальцев улучшает сообразительность и память. Для этой же цели служат китайские шарики из нефрита или твердых пород деревьев, которые перекатывают в руке, чтобы постоянно стимулировать активные точки пальцев. Если нет шариков, подойдут спелые конские каштаны или крупные грецкие орехи.
- Так же нетрудно, не привлекая внимания окружающих, найти точку нэй-гуань: положите на запястье 3 пальца и найдите чувствительное местечко на предплечье. Такая же точка находится на расстоянии трех пальцев вверх от щиколотки.
- Иногда возникают ситуации, когда требуется очень быстро поднять тонус– например, после обморока, при головокружении. Тут помогут другие точки: одна из них расположена на мизинце, чуть выше наружного угла ногтевого ложа, другая – на среднем пальце, в том же месте, но со стороны указательного пальца. И еще – углубление посередине между носовой перегородкой и верхней губой.
- Помассируйте волосистую часть головы, задерживаясь на особенно болезненных точках подольше. Можно завершить массаж «расчесыванием» щеткой с натуральной жесткой щетиной.
- Найдите активные точки на бровях (в середине брови нащупайте небольшое углубление), на висках, под глазницами, у основания ноздрей, в середине подбородка. Сделайте круговой массаж по часовой стрелке 40 секунд для каждой из точек, затем плотно прижмите ладони к лицу и медленно проведите ими вниз.