Принципы отношений родителей с детьми

  •  Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
  •  Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
  •  Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  •  Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  •  Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  •  Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
  •  Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
  •  Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

 

Рекомендации родителям  по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

 2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

 3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

 4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

 5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

 6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

СДАЮЩИХ ОГЭ И ЕГЭ

1) Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2) Подбадривайте детей, эмоционально и морально поддерживайте, повышайте их уверенность в себе.

3) Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Главное снизить напряжение и тревожность и обеспечить подходящие условия для занятий.

4) Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

5) Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, помочь с уборкой, потанцевать…

6) Обратите внимание на питание ребенка: во время умственного напряжения ему необходима качественная и разнообразная пища, комплекс витаминов.

7) Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

8) Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обязательно дайте ребенку часы на экзамен.

9) Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подберите различные варианты тестовых заданий по предмету, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

10) Не критикуете ребёнка после экзамена.

 

КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

(практические рекомендации для родителей)

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.


• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки,- на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

• Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?


• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.


• Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

 

ПРАКТИКА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА И АКТИВИЗАЦИИ СИЛ

 

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Кроме физкультминуток используем релаксационные приемы. На уроке можно включить легкую музыку, звуки природы, птичьи голоса и выполнить следующие релаксы:

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.


• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Упражнение «Кулак»

  • С силой сожмите обе руки в кулак.
  • Подержите 30 секунд и медленно отпустите.
  • Повторите 3 раза.

Упражнение «Носок-пятка»

  • Поставьте ноги на пол.
  • Потяните носок на себя, пятки остаются на полу.
  • Теперь, наоборот, носки остаются на полу , а пятки потянуть вверх.
  • Повторить три раза.

АКТИВИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ ТОЧЕК

  • Сядьте на стул.
  • Следите за отсутствием внешних раздражителей (разговоры родных, телефонные звонки и т.п).
  • На время отвлекитесь от всего.
  • Кончик указательного пальца положите на необходимую точку тела (точку акупрессуры).
  • Легко надавите на кожу и одновременно начинайте производить круговые движения пальцем, следя при этом, чтобы он не сходил с данной точки тела.
  • Продолжительность массажа — от тридцати секунд до пяти минут.

 

Упражнение «Точки»

  1. Сядьте удобно на стул, положите руки на колени, прижимая большие пальцы к указательным. Зафиксируйте четко место, где заканчивается складка кожи между большим и указательным пальцами. В этом месте расположена точка «хэ-гу», массирование которой тонизирует, улучшает самочувствие. Массаж осуществляйте в течение нескольких минут круговыми движениями указательного пальца. Упражнение выполняется на обеих руках. При выполнении массажа палец как бы ввинчивается в точку, что вызывает в ней ощущение теплоты и жжения.
  2. Известно, что на наших пальцах находятся проекции зон головного мозга. Поэтому сильное надавливание по 3–4 секунды на каждую поверхность всех 10 пальцев улучшает сообразительность и память. Для этой же цели служат китайские шарики из нефрита или твердых пород деревьев, которые перекатывают в руке, чтобы постоянно стимулировать активные точки пальцев. Если нет шариков, подойдут спелые конские каштаны или крупные грецкие орехи.
  3. Так же нетрудно, не привлекая внимания окружающих, найти точку нэй-гуань: положите на запястье 3 пальца и найдите чувствительное местечко на предплечье. Такая же точка находится на расстоянии трех пальцев вверх от щиколотки.
  4. Иногда возникают ситуации, когда требуется очень быстро поднять тонус– например, после обморока, при голово­кружении. Тут помогут другие точки: одна из них расположена на мизинце, чуть выше наружного угла ногтевого ложа, другая – на среднем пальце, в том же месте, но со стороны указательного пальца. И еще – углубление посередине между носовой перегородкой и верхней губой.
  5. Помассируйте волосистую часть головы, задерживаясь на особенно болезненных точках подольше. Можно завершить массаж «расчесыванием» щеткой с натуральной жесткой щетиной.
  6. Найдите активные точки на бровях (в середине брови нащупайте небольшое углубление), на висках, под глазницами, у основания ноздрей, в середине подбородка. Сделайте круговой массаж по часовой стрелке 40 секунд для каждой из точек, затем плотно прижмите ладони к лицу и медленно проведите ими вниз.