ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ

Будущее за теми, кто мыслит!

                                                                                                                                                                                                                                                                                           А.Г.Войтов

 

ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.

  • Таким образом, ИК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
  • И наоборот, ИК позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".

Ментальные карты отражают естественный способ мышления человеческого мозга

  • Конечно, наш мозг можно заставить думать неестественным для него образом (в виде таблиц, списков, обычного текста и т.д.), тогда процесс мышления будет лучше отображаться именно в виде таблиц, списков, текста…
  • Но если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ИК будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.

 

В основе ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ лежит предположение, что для человеческого мозга естественно:

  • Ассоциативное (радиантное) мышление.
  • Иерархическое мышление.

А также предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит:

  • Визуальное мышление.

Даже для "аудиалов" и "кинестетиков", у которых визуальное мышление не столь сильно развито. Т.е. в большинстве случаев "слабая" визуальная система лучше справится с обработкой и структурированием информации, чем "сильная" аудиальная или кинестетическая.

 

Общая информация о ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТах.

 

Интеллект-карты - очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Интеллект-карты - позволяют:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

 

Области применения Интеллект-карт[1].

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/.

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации,
  • при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год...
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,...

Мозговой штурм

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех "за" и "против";
  • более взвешенное и продуманное решение.

 

 

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

Конечно, овладеть техникой рисования интеллектуальных карт быстро вряд ли получится. В этом деле, как и в любом другом, важно помнить о результате, которого вы стремитесь достичь. Советы по технике создания ментальных карт (из книги Мюллера Хорста «Составление ментальных карт: метод генерализации и структурирования идей»):

  1. Начните составлять свою интеллект-карту на середине листа. В центре листа сделайте многоцветный рисунок, изображающий вашу тему, или напишите ключевое слово. Используйте картинки или символы.
  2. Проведите линии от центрального образа к углам листа, надпишите их ключевыми словами, лучше всего существительными или глаголами. Ключевое слово представляет какую-то мысль или значение. Используйте слова, которые помогут вам вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства.
  3. От основных ветвей с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями. Варьируйте ширину и цвет линий, длина которых должна равняться длине соответствующих им слов, и пишите только одно слово на линии.
  4. Пишите печатными буквами, на основных ветвях — прописными буквами. Варьируйте прописные и строчные буквы, способ написания. Внесите разнообразие и акценты.
  5. Работайте с цветом, рисунками, символами различных форм и размеров. Используйте стрелки для связей, замкнутые блоки («облачка») и фоновые цвета для выделения. Изображайте прилагательные и наречия символами, например «+» для обозначения слова «хороший», цветок — «красивый», вагон — «быстрый», стрелки — «больше» или «лучше», смайлики для отображения эмоций. Нежелательное (отрицаемое) перечеркивайте.
  6. Для создания обширных интеллект-карт следует сначала ассоциировать, а затем структурировать. Сначала запишите все, что придет вам на ум. Только после этого проанализируйте информацию целиком. При этом учитывайте иерархию и категории. Подведите итоги и расположите все заново. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

ЗАКОНЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ

«MIND MAPS» Тони Бьюзен

 

1) Используйте эмфазу (выделение главного)

- всегда используйте центральный образ;

- как можно чаще используйте графические образы;

- для центрального образа используйте три и более цветов;

- чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.

- пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально – чувственного восприятия);

- варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

- стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект – карте;

- стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект – карты было соответствующим.

 

  1. Ассоциируйте.

- используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект – карты;

- используйте цвета;

- используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)

 

  1. Стремитесь к ясности в выражении мысли.

- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;

- используйте печатные буквы;

- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

- следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;

- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;

- делайте главные линии плавными и более жирными;

- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;

- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;

- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»;

- старайтесь располагать слова горизонтально.

 

  1. Выработайте собственный стиль («правило +1»).

Принято считать, что теорию подгонки процессов мозговой деятельности под практические нужды homo creans (Человек творящий (лат.)) создал американский популяризатор науки Тони Бьюзен. Тони Бьюзен, как и положено популяризатору, ничего сам не придумал, а просто извлек из высоколобого лабораторного чулана ряд разработок, которые, как, оказалось, обладали выдающейся практической ценностью.

В основе прагматического подхода Тони Бьюзена лежит мнемоника (греч. mnemonika - искусство запоминания) - техника запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Оказалось, что в процессе обучения мозг лучше всего усваивает информацию:

  • полученную в начале учебного процесса ("эффект первичного восприятия") либо в его конце ("эффект недавнего восприятия");
  • обладающую прямыми ассоциативными связями с ранее обретенными знаниями;
  • уникальную по содержанию или форме;
  • вызывающую обостренное восприятие одного из пяти органов чувств;
  • несущую особый интерес для обучаемого.
 

1. Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.: ил.

 

2. Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 304 с.: ил.

 

3. Т. Бьюзи Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 208с.: ил.

 

4. Т. Бьюзи Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.: ил.

 

5. Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил.