ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ
Будущее за теми, кто мыслит!
А.Г.Войтов
ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
- Таким образом, ИК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
- И наоборот, ИК позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
Ментальные карты отражают естественный способ мышления человеческого мозга |
- Конечно, наш мозг можно заставить думать неестественным для него образом (в виде таблиц, списков, обычного текста и т.д.), тогда процесс мышления будет лучше отображаться именно в виде таблиц, списков, текста…
- Но если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ИК будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.
В основе ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ лежит предположение, что для человеческого мозга естественно:
- Ассоциативное (радиантное) мышление.
- Иерархическое мышление.
А также предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит:
- Визуальное мышление.
Даже для "аудиалов" и "кинестетиков", у которых визуальное мышление не столь сильно развито. Т.е. в большинстве случаев "слабая" визуальная система лучше справится с обработкой и структурированием информации, чем "сильная" аудиальная или кинестетическая.
Общая информация о ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТах.
Интеллект-карты - очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Интеллект-карты - позволяют:
- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
- мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Области применения Интеллект-карт[1].
Обучение
- создание ясных и понятных конспектов лекций;
- максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
- написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
Запоминание
- подготовка к экзаменам;
- запоминание списков: что сделать/кому позвонить/.
Презентации
- вы за меньшее время даете больше информации,
- при этом вас лучше понимают и запоминают;
- проведение деловых встреч и переговоров.
Планирование
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год...
- разработка сложных проектов: нового бизнеса,...
Мозговой штурм
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
- четкое видение всех "за" и "против";
- более взвешенное и продуманное решение.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ
Конечно, овладеть техникой рисования интеллектуальных карт быстро вряд ли получится. В этом деле, как и в любом другом, важно помнить о результате, которого вы стремитесь достичь. Советы по технике создания ментальных карт (из книги Мюллера Хорста «Составление ментальных карт: метод генерализации и структурирования идей»):
- Начните составлять свою интеллект-карту на середине листа. В центре листа сделайте многоцветный рисунок, изображающий вашу тему, или напишите ключевое слово. Используйте картинки или символы.
- Проведите линии от центрального образа к углам листа, надпишите их ключевыми словами, лучше всего существительными или глаголами. Ключевое слово представляет какую-то мысль или значение. Используйте слова, которые помогут вам вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства.
- От основных ветвей с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями. Варьируйте ширину и цвет линий, длина которых должна равняться длине соответствующих им слов, и пишите только одно слово на линии.
- Пишите печатными буквами, на основных ветвях — прописными буквами. Варьируйте прописные и строчные буквы, способ написания. Внесите разнообразие и акценты.
- Работайте с цветом, рисунками, символами различных форм и размеров. Используйте стрелки для связей, замкнутые блоки («облачка») и фоновые цвета для выделения. Изображайте прилагательные и наречия символами, например «+» для обозначения слова «хороший», цветок — «красивый», вагон — «быстрый», стрелки — «больше» или «лучше», смайлики для отображения эмоций. Нежелательное (отрицаемое) перечеркивайте.
- Для создания обширных интеллект-карт следует сначала ассоциировать, а затем структурировать. Сначала запишите все, что придет вам на ум. Только после этого проанализируйте информацию целиком. При этом учитывайте иерархию и категории. Подведите итоги и расположите все заново. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
ЗАКОНЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ
«MIND MAPS» Тони Бьюзен
1) Используйте эмфазу (выделение главного)
- всегда используйте центральный образ;
- как можно чаще используйте графические образы;
- для центрального образа используйте три и более цветов;
- чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.
- пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально – чувственного восприятия);
- варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
- стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект – карте;
- стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект – карты было соответствующим.
- Ассоциируйте.
- используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект – карты;
- используйте цвета;
- используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)
- Стремитесь к ясности в выражении мысли.
- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
- используйте печатные буквы;
- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
- следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
- делайте главные линии плавными и более жирными;
- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»;
- старайтесь располагать слова горизонтально.
- Выработайте собственный стиль («правило +1»).
Принято считать, что теорию подгонки процессов мозговой деятельности под практические нужды homo creans (Человек творящий (лат.)) создал американский популяризатор науки Тони Бьюзен. Тони Бьюзен, как и положено популяризатору, ничего сам не придумал, а просто извлек из высоколобого лабораторного чулана ряд разработок, которые, как, оказалось, обладали выдающейся практической ценностью.
В основе прагматического подхода Тони Бьюзена лежит мнемоника (греч. mnemonika - искусство запоминания) - техника запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Оказалось, что в процессе обучения мозг лучше всего усваивает информацию:
- полученную в начале учебного процесса ("эффект первичного восприятия") либо в его конце ("эффект недавнего восприятия");
- обладающую прямыми ассоциативными связями с ранее обретенными знаниями;
- уникальную по содержанию или форме;
- вызывающую обостренное восприятие одного из пяти органов чувств;
- несущую особый интерес для обучаемого.
1. Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.: ил.
2. Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 304 с.: ил.
3. Т. Бьюзи Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 208с.: ил.
4. Т. Бьюзи Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.: ил.
5. Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил.